Каким должен быть первый вопрос покупателя тротуарной плитки? Цена, конечно, - первое, что приходит в голову. Цена, несомненно, важная штука. Но еще важнее, намного важнее, качество плитки.
Ведь цена плитки в окончательной стоимости готовой тротуарной дорожки или автомобильной стоянки редко выше 30%, а зачастую и меньше, притом, что это самый главный (кто бы спорил) элемент той же самой автостоянки, либо тротуара. Если вы экономите, скажем, при покупке тротуарной плитки, предположим, 20%, то в цене окончательного продукта в виде уложенного тротуарного покрытия экономия составит всего 5-7%. И потом очень часто, поверьте моему более чем 20-и летнему опыту, клюнув на относительную дешевизну плитки, покупателю приходится через 1-3 года переделывать все заново. Обидно? Досадно? Конечно, несомненно.
Поэтому первый вопрос должен быть про морозостойкость и прочность плитки, и потом только уже про цены. Именно в такой последовательности и никак иначе. Хорошая тротуарная плитка должна выдерживать в нашей климатической зоне не менее 200 циклов замораживания-оттаивания в солевом растворе и при этом не терять своих характеристик. В нашем неласковом климате, за год может случиться до 30-50 циклов, да еще с солью и прочими противоморозными реагентами вдобавок. Условия эксплуатации в центральном регионе нашей страны - для тротуаров и дорожных покрытий, прямо скажем, очень суровые. А раз так, то покупая тротуарную плитку нужно исходить из этого непреложного обстоятельства. Нельзя покупать, в таком случае, ориентируясь только принципом «где подешевле» - это может закончиться и часто заканчивается очень плачевно.
Что касается нас, то мы сознательно производим дорожные изделия и, в том числе, и тротуарную плитку с характеристиками выше нормативно требуемых, чтобы покрытие служило не менее 20 лет при любых погодных катаклизмах.
Но надо понимать, что такая плитка не может быть откровенно дешевой – просто потому, что произвести такую плитку недорого нельзя. Но переплачивая немного при покупке у нас по сравнению с другими производителями, покупатель получает настоящий качественный продукт и избавляет себя от неприятных сюрпризов в дальнейшем.
И в заключении добавлю: к покупке тротуарной плитки нужно относиться ответственно. Цены на дорожные изделия прилично ниже средних по региону должны не сколько обрадовать, сколько насторожить. А, собственно, за счет чего такая цена предлагается? Чаще всего – только за счет экономии на качестве. Поэтому мой совет: не торопитесь, купите три-четыре плитки, причем выбирайте сами, лучше с разных поддонов, отвезите их в строительную лабораторию и сделайте проверку на прочность. Важнее прочности для тротуарной плитки - проверка на морозостойкость, но это дорого и долго. Чаще, но, увы, не всегда, высокая прочность не является гарантией такой же высокой морозостойкости, достаточная прочность лишь повышает шансы надлежащей морозостойкости. Но если плитка покажет прочность меньше М200 (В15), то брать ее нельзя – прослужит она не долго. Предпочтение надо отдавать плитке из мелкозернистого бетона (без щебня), при равной прочности морозостойкость мелкозернистого бетона в 2-4 раза выше чем у бетона со щебнем. И совсем хорошо, если тротуарная плитка содержит 3-5% искусственно вовлеченного воздуха. Такая мера радикально (в 5 – 15 раз и более) повышает морозостойкость бетонных изделий. Достигается это путем введения в бетонную смесь специальных воздухововлекающих или газообразующих добавок.
В конце концов, обратитесь к «сарафанному радио» - довольно точный, надо сказать, индикатор народных предпочтений. «Сарафанное радио» частенько посылает к нам неудачливых покупателей, отчаянных любителей всего «подешевле», для исправления собственной поспешности и ошибок. Обычная картина: весна, на пороге офиса такой пострадавший со словами: «Купил вот в прошлом году тротуарную плитку, уложили ее, а она вся и развалилась. Посоветовали к вам обратиться». Нет бы раньше подумать. Я таких про себя «подснежниками» называю. И таких «подснежников» немало – плитки, которая никуда не годится, продается много, гораздо больше, чем может думать неискушенный покупатель, а иначе такие невезучие «подснежники» были бы редкостью, но это совсем не так.
Гл. технолог Дубинкин Л.В.